среда, 19 декабря 2012 г.

Чего я больше всего боюсь на свете. Акатизия, циклодол и нейролептики

Чего я больше всего боюсь на свете. Акатизия, циклодол и нейролептики
=====================================================================

Повторюсь, что летом 2012 я лечился от смешанной гипомании. Назначили глухо нейролептик. Известно, что один из побочных эффектов нейролептика - акатизия. Нередко этот синдром называют "химической пыткой". Нужно ли гипоманию лечить галоперидолом? Можно - и это самый неотесанный способ. Но известно, что для лечения гипомании надо начинать с лития, карбамазепина, вальпроатов!! И только тогда мучить человека галоперидолом, потому что последний вариант способен загнать в депрессию при высоких дозировках кого угодно.

То, что гипоманию (и даже манию) надо лечить нормотимиками - об этом говорят все современные статьи по психиатрии и по психофармакотерапии на авторитетных сайтах. Но с ними - нормотимиками - очень трудно работать, это жутко не простые вещества (инструкция к ламотриджину, например, раз в 5 больше и сложнее обычных препаратов, у ламотриджина есть серьезные побочки, требующие регулярного анализа крови, обширное лекарственное взаимодействие требует знаний и учёт во время его приёма с другими нормотимиками).

Но что, если уж решили для гипомании назначать нейролептик? Сославшись, например, на то, что нормотимики плохо переносятся или на то, что применение нормотимиков - это задача, требующая большого внимания к человеку и что у врача нету времени. И я с этим согласен. Таким образом, гипоманию мы лечим нейролептиком.

И в этом случае возникает дилемма. Либо отказаться от назначенного препарата и не мучиться от акатизии, попытав счастья на другом препарате или на меньших дозировках. Либо не делать ничего, не прикладывать никаких усилий, никакого интереса к лечению, не идя на диалог с врачом, не интересуясь, что можно изменить в схеме лечения. Вместо этого лишь безынициативно годами принимать один и тот же нейролептик, терпеть все его побочки, гнетущую акатизию и надеяться, что "когда-нибудь этот кошмар пройдёт". Но не понятны в таком случае основания для того, что станет легче. Какие основания? - "Время лечит." Соглашусь. Ну а если со временем состояние только усугубляется, что идёт месяц за месяцем - и всё меньше веры, всё большая отдаленность от дел житейских? Тогда нужно пытаться проблему решить по-другому. Множество нейролептиков, вариантов доз, различных нормотимиков, корректоров - всё это было изобретено как раз для того, чтобы решить проблему более деликатно. Ведь это целый арсенал даже для одной только гипомании!! Достаточно полистать любые современные книжки и научные статьи - и там лечение галоперидолом - в конце списка предпочитаемых методов лечения.

Летом я два месяца лежал в психиатрической больнице - и, мне с моим гипоманиакальным синдромом, назначали солиан 600 мг, и ещё клопиксол в средней терапевтической дозе. Дело в том, что я уже более года сидел на риспероне, на одном мг - и он служил мне очень хорошо не один год. За это я и люблю рисперон. Но почему-то мне прописали солиан (который, к слову, обошёлся нам с мамой в минимальную зарплату за мои два месяца лечения). Я попросил, чтобы мне назначили рисперон, который служил мне не один год, но возникли какие-то проблемы, не свершилось. Я тогда настолько был накачен солианом, что не мог даже читать книги!! Я не помню многое, что было в больнице, т.к. меня изнуряла акатизия. В конечном счёте, мне таки отменили солиан, и посадили на (увы) типичный нейролептик. Конечно же, я хотел старого доброго проверенного рисперона, который меня не раз выручал. Повторюсь, что про успешное лечение риспероном/рисполептом было не раз зафиксировано в истории моей болезни!! И что именно ОН меня выручал, когда как другие нейролептики были для меня мукой. Я пробовал и сероквель, и зипрексу, и азалептин. Если с ними сравнивать, то рисперон - это БЕЗОБИДНОЕ вещество, которое делает именно то, что написано в инструкции (лечит психотические симптомы), с минимальными побочками, не вызывая мук.

Моя проблема - моего организма - это высокая чувствительность к нейролептикам. Даже 1 мг рисперона/рисполепта выказывает акатизию, которую я с трудом переношу. Но при повышении дозы до 2-х и более мг я испытываю сильнейшую акатизию, при отсутствии должного корректора. Мне было настолько плохо, что мне как-то сказали: "вот я когда впервые увидел тебя, увидел не лицо, а маску, натянутую и безжизненную, я сразу понял, что значит, что человек мучается." Да, мне тогда не давали циклодол, а мучения мои описывали как симптомы депрессии. Когда мне назначали циклодол, мне становилось легче. Потом мне его отменяли: "ты же видешь, что тебе легче, значит и корректор не нужен". Я с этим соглашался, но при отмене все муки акатизии проявлялись уже на следующий день (или через день, не помню). Акатизия может вызвать "тяжелейшую депрессию" (как сказано в Википедии)! Я до сих пор помню, хорошо помню те месяцы мучения, месяцы МУЧИТЕЛЬНОГО, ОДНООБРАЗНОГО, ТУПОГО ГНЁТА АКАТИЗИИ. И это чувство вызывало во мне одновременно и панику, и смирение, потому что врачи мне грубо говорили: "терпи".

Почему же я так уверен, что это именно акатизия, и что она вызывается банальным единоразовым приёмом ничтожных 0.5 мг рисперона? К слову скажу, что именно рисперон - по сравнению с любыми другими нейролептиками - именно он меньше всего убивал меня душной акатизией. Я люблю респирон именно за это его качество. Но когда подымается доза до 2-3-х мг, акатизия даёт о себе знать в полной мере, как и при типичных нейролептиков. И тогда спасает только циклодол, и дозировка объемом в 2 мг (1 таблетка) не даст облегчения. Я подобрал себе схему: 2 таблетки циклодол утром и одну днём (за сутки). Т.е. это 6 мг в сутки. При такой дозировке срабатывает (в случае приёма рисперона в 1 мг/сут). Но от 3 мг рисперидона я не знаю спасения. Нужно либо повышать дозы циклодола, либо понижать дозы рисперона. Мне бы очень хотелось обсудить с врачом.

Согласно статье http://ru.wikipedia.org/wiki/Акатизия , понятие "Акатизия" — клинический синдром, характеризующийся постоянным или периодически возникающим чувством внутреннего двигательного беспокойства и проявляющийся в неспособности больного долго сидеть спокойно в одной позе или долго оставаться без движения.

<...> Антипсихотические лекарства вызывают акатизию и паркинсоноподобные синдромы

<...> Тяжесть и выраженность акатизии может варьировать от лёгкого ощущения внутреннего напряжения, тревоги или беспокойства (которое может даже не осознаваться самим больным и легко остаться незамеченным врачом даже при внимательном осмотре и подробном расспросе пациента) до постоянного чувства утомляемости, усталости и слабости, до ТЯЖЕЛЕЙШЕЙ ДЕПРЕССИИ и дисфории (проявляющейся раздражительностью, нервозностью, импульсивностью и агрессивностью, а иногда — трудно описуемым чувством страха, ужаса или паники).

<...> Акатизия зачастую с трудом поддаётся описанию пациентом и во многих случаях остаётся НЕДИАГНОСТИРОВАННОЙ или ДИАГНОСТИРУЕТСЯ НЕВЕРНО (интерпретируется врачами как обострение психоза, нарастание возбуждения или тревоги, либо же состояние может быть ошибочно принято за манию, за ажитированную депрессию или тревожное состояние). Трудности диагностики акатизии усугубляются ещё и тем, что акатизия и
связанные с ней <...> дисфория действительно усугубляют психическое состояние больных. <...> В тех случаях, когда подобная ОШИБКА В ДИАГНОЗЕ случается на фоне применения антипсихотических лекарств (нейролептиков), то есть в контексте вызванной нейролептиками акатизии, очень часто она приводит к ошибочному УВЕЛИЧЕНИЮ ДОЗ применяемых нейролептиков, к необоснованному переводу больного на более мощный антипсихотик или необоснованному добавлению дополнительных нейролептиков (например, низкопотентных седативных НЛ). Это, в свою очередь, может усугубить акатизию и другие экстрапирамидные побочные эффекты нейролептиков.[1] Сохранные ПАЦИЕНТЫ НЕРЕДКО ОПИСЫВАЮТ ПРОИСХОДЯЩЕЕ с ними при этом как усиливающееся чувство внутреннего напряжения и ДИСКОМФОРТА ИЛИ КАК «ХИМИЧЕСКУЮ ПЫТКУ».

<...> Джек Генри Эббот, осуждённый убийца, в 1981 году так описывал свои ощущения после ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ПРИЁМА АНТИПСИХОТИЧЕСКИХ препаратов: "Эти лекарства, лекарства этой группы, атакуют вас изнутри, настолько глубоко изнутри, что вы не в состоянии найти источник своей душевной боли и дискомфорта. <...> Боль пронизывает вас насквозь. И каждый день такое длится часами. <...> Чувствуя боль, источник которой вы не можете найти, вы сходите с ума от тревоги, она снедает вас изнутри, и вы не можете найти облегчения даже в дыхании.

Частым последствием акатизии, вызванной нейролептиками или антидепрессантами, являются отказы от лечения (отсутствие комплаенса к лечению).<...>

Лечение. Наилучшим и наиболее правильным способом лечения акатизии является ОТМЕНА ИЛИ СНИЖЕНИЕ ДОЗ медикамента, вызвавшего акатизию, или перевод больного с этого препарата на другой препарат, который вызывает менее выраженную акатизию либо даёт этот побочный эффект реже. <...> Наиболее часто для лечения собственно акатизии, вызываемой антипсихотическими препаратами, назначаются антипаркинсонические препараты из группы центральных холинолитиков, такие как ТРИГЕКСИФЕНИДИЛ (ЦИКЛОДОЛ), бипериден (англ.)русск. (акинетон), бензтропин.

Важно понимать, какие дозировки циклодола нужны, чтобы лечить акатизию. И насколько безопасен этот препарат.

Согласно ветки форума http://www.psychoreanimatology.org/modules/newbb/viewtopic.php?topic_id=63 , циклодол - самый популярный метод лечения акатизии. Но там дискутируют и о других способах лечения лекарственного паркинсонизма. Например, приём вальпроатов "нередко при акатизии оказываются высокоэффективным." В Википедии также изложено множество вариантов вылечить акатизию, хотя и говорится, что лечение этого синдрома - не простая задача.

И вот ещё об акатизии и он побочках нейролептиков.
Вы меня спрашиваете, жалуются ли препараты, что я им назначаю циклодол? Не бывало такого никогда. Иногда жалуются на плохую переносимость циклодола, но ОЧЕНЬ редко. Если есть ЭПС (экстрапирамидный синдром) [[в моём случае это акатизия]], то пациент готов трескать что угодно, но НЕ ТЕРПЕТЬ ЭПС.

Тем самым Dr.Admin проясняет, что каждый человек испытывает мучения от подобных побочек нейролептиков.